Международный информационно-аналитический и научный портал
ОТКРЫТЫЙ ФОРУМ АВТОХТОННЫХ НАРОДОВ КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Суббота
27 апреля 2024 года
14:32:13 МСК

О Нагорной Ширвани:

08.09.2020
О Нагорной Ширвани:

Таты – это словно не реальный народ, а объект постмодернистской прозы, из какого-нибудь «Хазарского словаря». У одних авторов этот народ есть, например, горско-еврейский просветитель Нафтали Анисимов считал всех, говорящих по-татски, одним народом, изначально – иудейским, у других авторов - нет такого народа, а горские евреи, таты-армяне, таты-сунниты и таты-шииты – разные племена. И в этом, полагаю, уже не разобраться, особенно зная, что на татском языке ныне говорит уже немного людей – это, например, взрослое поколение горских евреев, в целом стремительно переходящих в Израиле на иврит. В Армении татский язык используют только старики, родившиеся в селе Матраса Шемахинского района Азербайджанской ССР, насчёт Азербайджана нет никаких точных данных. Говорят, в некоторых сёлах этот язык используется по сей день, например, в ауле Лагич, а кое-где, например, в сёлах Апшерона, вытеснен тюркским и пропал.  Татский язык, скорее всего, выйдет из употребления ещё при нашей жизни, и название народа совсем исчезнет, пропадёт, растворится, как пена морская.

Странная история – существовал язык, на котором говорил весь север Азербайджана в 19 веке, причём, использовали его люди трёх вероисповеданий, которые понимали друг друга, а потом прошло чуть более ста лет – и людей этих след простыл, и самого языка. Собственно, учитывая, что татский язык относится к иранской группе, это явление укладывается в так называемый «иранский отлив» - явление, широко распространившееся на окраинах царской России, когда обширные районы в мусульманских владениях Петербурга стали переходить с иранских наречий на языки тюркской группы. Практика эта была закреплена и продолжена большевиками. Перешли с фарси на узбекский Ташкент, Самарканд, Бухара, Термез, Мерв, бесчисленные кишлаки Ферганской долины, только в горах, куда сложно добраться, сохранились иранские говоры. В Азербайджане в говоривших по-татски сёлах открывались тюркские, а не персидские школы. Какую роль тут сыграла русская администрация, и зачем это было нужно Петербургу – не вполне понятно, неясно даже, политика это была или извечное русское раздолбайство, но к началу 20-го столетия влияние слабого и наполовину контролируемого русскими Ирана сменилось на территориях будущего Азербайджана влиянием враждебной России Османской империи.

Был у меня товарищ по фамилии Касабов, официально записанный армянином, но почти не говоривший по-армянски, что, впрочем, часто встречалось среди армян Баку. Касабов, тем не менее, понимал горско-еврейскую речь, это выяснилось так: в его отделе работали две девушки горские еврейки, одна как-то рассказывала другой смешную историю на родном языке, и Касабов засмеялся.  Как-то летом, после школы, Касабов позвал меня «на дачу» на шашлыки, а дача эта, как выяснилось, была домом его родителей, что располагался в селе Матраса Шемахинского района.

Машина, пыля, тащилась от Баку по Мильской степи, где ни кустика, ни деревца, и вдруг на горизонте показываются  горы. Не такие высокие, конечно, как в Карабахе или в Куткашене, но, тем не менее, это самые настоящие горы, и климат изменился, изнуряющая жара сменилась прохладой, показались леса, это была благословенная Нагорная Ширвань, и посреди неё – Матраса, рай земной. В центре деревни возвышалась большая армянская церковь с крестами на стенах, вокруг были виноградники – там делали одноимённое вино, довольно кислое, рубиново-красное, которое считалось «армянским», это притом, что до Армении отсюда было пилить и пилить. Но это ещё не самое удивительное. Речь местных жителей оказалась не армянской и не тюркской, а самой что ни на есть персидской, очень похожей на горско-еврейскую, но со странным произношением. Жители Матрасы не были похожи на армян, вернее, там попадались приблизительно армянские типы, но основная масса смотрелась несколько восточнее «обычных» армян, присутствовала лёгкая скуластость и раскосость.

Больше из той отдалённой поездки ничего не вспоминается, только то, как в разгар застолья с веток дерева прямо на стол свалилась огромная змея, и её пристрелили из винтовки (что напрочь отбило покорному слуге аппетит). Матрасинцы относились к змеям спокойно, мало того, что их там было хоть отбавляй, они шутили, будто прибыли из Мадраса, где змей ещё больше. Собственно, в такое происхождение жителей села не верится совсем – ну, во-первых, в индийском Мадрасе не говорят на иранских языках, во-вторых, это пример народной этимологии, построения истории по случайному созвучию, традиции, очень распространённой на Кавказе

Во втором населённом пункте, где проживали «таты-христиане», мне побывать не удалось, но пришлось столкнуться с двумя его жителями, дело было в Баладжарах, на республиканском призывном пункте, как раз тогда, в начале карабахского движения, призывники Карабаха на него не явились. Под вывеской «НКАО» было пусто, бакинских армян тоже было немного,  была кучка из нескольких русских и евреев, к которой прибился покорный слуга,  там были два парня откровенно сельского вида, говоривших между собой, как я понял, услыхав краем уха несколько слов, по горско-еврейски. С ними вместе мы и зашли. Это были двоюродные братья, их вызвали по одной фамилии (времена были ещё относительно спокойные), звучавшей откровенно по-армянски, то ли Степанян, то ли Саркисян. Были они из села Кильвар.

Кильвар находился в Дивичинском районе Азербайджана, был меньше Матрасы, там, якобы, разговорного армянского языка вообще не знали, только молитвы на церковно-армянском, в быту пользовались татским и тюркским. В селе была значительных размеров церковь, развалины которой до сих пор стоят.

Удивительно, но жители Кильвара неоднократно выселялись из своей деревни. Так, в конце 18 столетия группы кильварцев ушли с русскими войсками в пределы государства российского, и основали там поселения, совместно с армянами других групп – Святой Крест, ныне город Будённовск, печально известный по рейду банды Басаева, и Эдиссию – ныне в Ставропольском крае РФ. Эдиссия ещё больше запутывает историю, из-за того, что считается, будто название дано по прежней родине переселенцев – верхнесирийскому городу Эдессе, ныне Шанлыурфа в современной Турции, имевшем значительное армянское население до 1915 года. История в том, что кильварцы никак не могут быть потомками выходцев из Эдессы, где никогда не использовались иранские языки. Откуда пришло название? Ну, не одни кильварцы поселились в Эдиссии, ещё и армяне из других мест, теоретически, среди последних могли оказаться и выходцы из Эдессы, второй вариант – название «Эдесса» возникло из церковной литературы, царь этого города Абгар считается святым Армянской Апостольской церкви.

В Эдиссии не пользовались татским языком – говорили по-тюркски. Это можно объяснить тем, что двуязычные армяне Кильвара, владевшие татским и тюркским, поселились там бок о бок с двуязычными армянами из других мест, владевшими тюркским и армянским, и единственным языком, который понимали все, оказался тюркский, он и закрепился. А что же старый Кильвар? Там осталось какое-то количество жителей, во время армяно-татарской резни суннитский мулла соседней деревни, населённой татами-мусульманами, взял христиан Кильвара под защиту. Совсем другая ситуация была в Матрасе – там окружавшие посёлок татские и тюркские деревни, сплошь шиитские, сплотились против христиан. Матрасницы, что интересно, не видели в ираноговорящих мусульманах родню,  называли всех окрестных мусульман словечком «мунгал» - собственно, монголами, тюрками, те же звали матрасинцев только «эрмени», и никак иначе. Во время событий 1918 года в Матрасу сбежались жители окрестных «обыкновенных» армянских сёл, и началась трёхдневная оборона, закончившаяся неудачно, остатки христиан смогли бежать из села, оно было разграблено и опустошено, вернулись матрасинцы лишь после установления советской власти, но село больше не прирастало.

Сейчас нет Матрасы, заселённой то ли турками-месхетинцами, то ли азербайджанцами из Армении, нет и Кильвара, а третье село, где жили таты-армяне, Хачмас, было полностью уничтожено ещё в 1918 году. Однако есть Эдиссия в России и есть Нор Матраса в Армении, а это значит, что уцелело по фрагменту от Кильвара, от Матрасы, от Хачмаса, от Эдессы, от всех покинутых очагов, где долгие века возносились к небу молитвы на армянском языке. 

АМИРАМ ГРИГОРОВ

источник материала

https://www.google.com/amp/s/www.armmuseum.ru/news-blog/2018/2/12/--3%3fformat=amp

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022

‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

11.10.2020
‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

Hundreds of Syrians are said to be fighting in the conflict between Armenia and Azerbaijan, driven there by the need to earn money, report Bel Trew and Rajaai Bourhan

SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

21.09.2020
SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА  В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

ГОТОВИТСЯ УСТРАНЕНИЕ ЛИДЕРА ТАЛЫШСКОГО НАРОДА ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА!

Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

16.09.2020
Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

Есть и другие иностранные игроки, которые пытаются объявить Турцию новым преступником Восточного Средиземноморья.

Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

15.07.2020
Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

Портал Talishistan Times – открытый форум для всех угнетенных народов Азербайджана.

Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

06.07.2020
Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

Международная правозащитная организация «Amnesty International» выступила с официальным заявлением, в котором потребовала от азербайджанских властей незамедлительно освободить талышского ученого Фахраддина Аббасова (Абосзода) и блогера талышского происхождения Эльвина Исаева.

Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа, Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

25.06.2020
Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа,                                                          Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

Иранское влияние было велико в Дагестане почти во все времена. Восприятие этой страны на Кавказе, в том числе в Дагестане, всегда было позитивным.

Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

24.06.2020
Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

«Все русские и армяне должны быть изгнаны из Азербайджана. 259 тысяч русских надо гнать как собак, а оставшихся 30 тысяч армян всех до единого необходимо уничтожить, ибо все они фашисты.