Международный информационно-аналитический и научный портал
ОТКРЫТЫЙ ФОРУМ АВТОХТОННЫХ НАРОДОВ КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Суббота
27 апреля 2024 года
16:13:32 МСК

Армяне героически воюют, а мы наблюдаем,  или что такое субъектность этноса

08.10.2020
Армяне героически воюют, а мы наблюдаем,   или что такое субъектность этноса

Дорогие мои сородичи-талыши, а также братья лезгины, аварцы,  цахуры и другие! Честно говоря, я не хотел об этом писать, долго раздумывал, ночами не спал... Всё же решил поделиться с вами моими мыслями в этот судьбоносный период нашей общей истории. Не буду рассказывать вам о ходе сегодняшней войны между армянами Карабаха и турецко-азерской армией вместе с джихадисткой нечистью.

Буду краток. Азеры-турки и турки-турки вместе с их бандитскими подельниками бегут! В отличие от большинства граждан Азербайджана,  отрезанных от интернета, я располагаю точной информацией непосредственно с линии фронта. Я, как вы знаете из моих публикаций, нахожусь в Степанакерте и могу судить о ходе событий сам, а не из бакинских пропагандистских источников. Исход войны предопределен. Она закончится полной победой армян над Азербайджаном и над всей этой бандитской швалью. Будьте уверены, при любом послевоенном раскладе это искусственное гособразование уже не будет таким как было прежде.

Даже если не произойдут радикальные изменения в административно-политической системе этого псевдогосударства, всё равно оно будет другим. Скорее всего, чисто восточным, лишенным полного суверенитета полугосударством. Не думаю, что там восторжествуют демократические порядки, как мечтают некоторые наши деятели времен народного фронта. Никакой демократии там не будет, даже если к власти приведут некоего псевдодемократа. А что будет с нами,  коренными народами Азербайджана? Что сулит нам судьба?

Без тени сомнения могу утверждать, что в составе этого гособразования лет через 10-20 и следа от автохтонов не останется. Всё будет тюркизировано до основания. В лучшем случае, память о нас в этом проклятом гособразовании сохранится лишь в учебниках по сравнительной этнографии, как об обитавших некогда на этой земле этнических группах.

И - конец. Какой Бабек Хуррамдин? Какое Талышское Ханство? Какая Кавказская Албания? Всё расплавится в едином турецко-азерском котле. Яркий пример тому - таты,  некогда мощный этнос Апшеронского полуострова и всего Юго-Восточного Кавказа, от которого остались лишь разрозненные группы в отдельных селениях (как в Лахидже) и, конечно, воспоминания. Посмотрите на поселения вокруг Баку - Нардаран,  Хырдалан и сотни других,  где всего несколько десятков лет назад люди говорили сплошь на  татском. 

В новых условиях процесс полной ассимиляции, уничтожения этноса происходит намного быстрее. Думаю, вы это понимаете. Почему подобное могло произойти с татами? Потому что таты никогда не были этносом, народом в полном смысле этого слова,  они были лишь этнографической единицей, без пассионарности, без национальной идеи, без устремления к выживанию. В данном случае, я даже не акцентирую факт  десятилетиями проводимой властями Азербайджана целенаправленной политики  по поглощению национальных  меньшинств в стране, включая татов. Это всегда было сутью пантюркизма, это - неудивительно, и это - не новость. Но и сам народ татов не имел никаких рычагов для самосохранения. Он был лишь этнографической группой.

Теперь, мои дорогие, я смотрю на нас и думаю: неужели новая война между Азербайджаном и Карабахом выявит, что и мы тоже лишь этнографическая группа?Казалось бы, все мы должны были быть воодушевлены этой войной, потенциально дающей нам возможность сбросить поганое иго этого гнилого государственного образования, освободиться от рабства. Даже не надо было восставать, делать какие-либо радикальные шаги. Нам нужно было, по крайней мере, занять заинтересованную нейтральную позицию, с полным отказом от участия в войне. Я понимаю, трудно было уйти от призыва, ибо применялась грубая сила и угрозы по отношению к родным. Но мы могли хотя бы проявить твердость и последовательность в выражении нашей позиции к войне. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что зафиксированы случаи перехода и моих соплеменников-талышей и лезгин на сторону армян. Но, к сожалению, это явление не приняло массового характера, как это ожидалось. Мы, в лучшем случае, смотрели безучастно на то, как воюют армяне, кстати - и за нашу свободу, не говоря уже о нашем  прямом участии в этой неправедной войне...

Азербайджан на этой войне понёс огромные потери - более 10 000 убитых, около 100 000 -  раненых. Эта война покалечила наши народы на многие десятилетия вперёд. Значительная часть погибших - это представители коренных народов. Я не знаю ситуацию на лезгинских территориях, но на моей родине, в Талышистане,  нет ни одной деревни, ни одного  поселения, где каждый день не совершались бы погребальные  обряды. Причем,  как я уже писал, не все тела выдают по мере гибели  военнослужащих - их держат в моргах, уведомляя родственников погибших постепенно. И мы еще не знаем об оставленных на поле боя – погибших и мучительно умирающих раненых. Неужели это вас не возмущает? Неужели у вас ничего не движется в душе? Думаете, их убили армяне? Нет! Их убили азеро-турки, вернее их власть. На этом фоне, кроме честных призывов не воевать против армян, обращенных некоторыми лезгинскими и аварскими деятелями к своим народам, социальные сети кишат воззваниями к коренным народам всячески помочь Азербайджану, активно, как подобает добропорядочным гражданам этой страны, включиться в войну. Всё это звучит в раболепном, до тошнотворности унизительном для нас стиле, вызывающим омерзение у любого достойного человека. К моему стыду, ни один талышский деятель не выступил с прямым призывом к нашей молодежи не участвовать в войне против армян. Я не видел ничего, кроме пустословия и попыток псевдоанализа ситуации… Вот, общественный совет талышей Азербайджана (ATISH), включающий, якобы, цвет талышской интеллигенции, однозначно поддержал агрессию Азербайджана…

Если среди лезгинских и аварских интеллигентов нашлись истинные борцы и патриоты своих народов, то среди нас - ни одного из так называемых талышских деятелей!

В конце хотелось бы для ясности определить что такое субъектность этноса. Чем отличается этнос от этнической или этнографической группы.  Начну с последнего. Этническая или этнографическая группа - это сообщество людей, говорящих на одном языке, имеющих свою этническую территорию, на которой они формировались, но лишенных четкого понимания своего места в пространстве и времени, без видения своей ниши в истории и уникальности своей культуры. Яркий пример этнографической группы – это таты. Подобные сообщества, как правило, находятся в фазе своего вымирания, они лишены пассионарности и находятся в своего рода процессе обскурации, говоря языком Гумилева. Этнографическая группа лишена субъектности, то есть не считается оформленным этносом. Вот почему она подвержена любым перипетиям исторического развития, даже если по отношению к ней нет целенаправленной политики ассимиляции. Она все равно, рано или поздно, теряет четкие контуры своего бытия, растворяется в окружающей этнической стихии и покидает арену истории. Этнос же, будучи сообществом людей, говорящих на одном языке, и, будучи носителем единой культуры и истории, имеет четкое понимание своего места в истории, помнит свои корни, борется за сохранение своей культуры, дорожит своим языком и своей идентичностью. Этнос отличается от этнографической группы пассионарностью, то есть наличием страстной устремленности к защите своей этнической территории, своей уникальности. Этнос, в отличие от этнографической группы, всегда ищет пути и средства к самосохранению, активно вовлекается в те процессы, которые приводят к усилению его позиции в этнической мозаике региона. В политике считаются лишь с этносами. С этнографическими группами никто не считается, у них нет  политического веса, статуса. Ибо этническая группа обречена на исчезновение, а этнос обязательно выживает в той или иной форме. А, может, мы сами виноваты, что допустили такое. Может, мы вели себя как аморфные этно-языковые массы, лишенные пассионарности, не способные на Поступок. 

Отношение к нам, автохонам, среди, так сказать, турко-азерского большинства всегда было как к эдаким незначительным субэтническим группам «титульной» нации, как к каким-то чудакам, не желающим слиться с «благородным большинством». Уничижительные характеристики наших народов, бытующие среди азербайджанцев,  - яркое тому доказательство. Что значит, например, «Голова талыша работает только после полуночи» или «Москвич – не машина, лезгин – не мужчина». Или забыли о таком?! И это – клише, возникшие в сообществе искусственно созданной нации, абсолютно лишенной интеллектуальных качеств, мужества, достоинства – в среде базарных торговцев и бахчеводов. Это они – нам, наследникам героических предков?

Субъектность этноса – это его способность, на любом витке исторического процесса, проявить себя как самодостаточную цельность, а не выступать вспомогательным инструментом в чужих руках. Субъектность этноса – это его способность совершить Поступок, самостоятельно, без оглядок на обстоятельства.

Дорогие мои, смотрите как живут армяне – в сложнейшей контактной зоне, столетиями с оружием в руках, не щадя своей жизни. Вот почему армян уважают - и не только государства, но и народы, с ними считаются, ими восхищаются. Шутка ли - маленький народ героически стоит против двух государств и мирового интернационала террористов. А мы что делаем? Представители нашей «интеллигенции» пишут пасквили друг на друга и с утра до ночи лебезят перед азеро-турками, надеясь что-либо получить после войны. Хотя в глубине души мы уверены, что мы не получим ничего, кроме презрения.  Поверьте, никто не ценит пушечное мясо в чужих руках.

Итак, дорогие мои сородичи-талыши, братья-лезгины и другие автохтоны!

Я вас спрашиваю: кто мы - этнографические группы? Или мы - оформленные этносы со своей уникальной историей и культурой. Будем достойны наших предков! Сохраним национальную субъектность!

Встаньте на ноги! Есть ситуации, когда смерть - намного достойнее жизни.  Это как раз тот случай, когда индивиды  готовы умереть ради сохранения своего сообщества. Это – случаи осмысленной смерти ради своего народа. Доказательство тому - тысячи примеров героического самопожертвования наших предков. Гоните в шею коллаборационистов и лакеев бакинского режима, гоните из своей среды подлых агентов азерских спецслужб! Настало время показать, что мы – народы, этносы, а не этнографические группы. Настало время ярко продемонстрировать, что мы – субъекты истории, а не объекты!

С Богом!

Рашад Ликидж

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022

‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

11.10.2020
‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

Hundreds of Syrians are said to be fighting in the conflict between Armenia and Azerbaijan, driven there by the need to earn money, report Bel Trew and Rajaai Bourhan

SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

21.09.2020
SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА  В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

ГОТОВИТСЯ УСТРАНЕНИЕ ЛИДЕРА ТАЛЫШСКОГО НАРОДА ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА!

Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

16.09.2020
Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

Есть и другие иностранные игроки, которые пытаются объявить Турцию новым преступником Восточного Средиземноморья.

Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

15.07.2020
Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

Портал Talishistan Times – открытый форум для всех угнетенных народов Азербайджана.

Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

06.07.2020
Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

Международная правозащитная организация «Amnesty International» выступила с официальным заявлением, в котором потребовала от азербайджанских властей незамедлительно освободить талышского ученого Фахраддина Аббасова (Абосзода) и блогера талышского происхождения Эльвина Исаева.

Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа, Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

25.06.2020
Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа,                                                          Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

Иранское влияние было велико в Дагестане почти во все времена. Восприятие этой страны на Кавказе, в том числе в Дагестане, всегда было позитивным.

Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

24.06.2020
Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

«Все русские и армяне должны быть изгнаны из Азербайджана. 259 тысяч русских надо гнать как собак, а оставшихся 30 тысяч армян всех до единого необходимо уничтожить, ибо все они фашисты.