Международный информационно-аналитический и научный портал
ОТКРЫТЫЙ ФОРУМ АВТОХТОННЫХ НАРОДОВ КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Суббота
27 апреля 2024 года
13:12:45 МСК

Состояние, динамика развития и актуальные задачи коренных народов Азербайджана

15.07.2020
Состояние, динамика развития и актуальные задачи коренных народов Азербайджана

 

Современный мир переходит в новую, глобальную стадию своего развития. Человечество стоит на пороге принципиально новой эпохи. Пересмотрено и еще предстоит пересмотреть огромное количество вопросов: независимо от способа мышления, склонности к мистификации, конспирологии и проч., многое из происходящего сегодня мы осознаем лишь спустя годы. Новое время проецируется на все: на личную и общественную жизнь, культуру и, конечно, политику - в каждой стране и в каждом регионе глобального мира.

Наступают новые реалии и в Азербайджанской Республике, одним из их индикаторов и показателем скорых перемен является появление данного портала. Называние Talishistan Times отнюдь не означает, что объектом нашего внимания являются исключительно талыши Азербайджана. Последние, вне сомнения, - существенный, многое определяющий элемент в системе коренных народов юго-восточного Кавказа. Но мы также будем говорить о лезгинах, аварцах, татах и других автохтонных народах, волею судеб оказавшихся в составе искусственного гособразования под искусственным названием Азербайджан.

Говоря о юго-восточном Кавказе, надо иметь в виду, что этот географический ареал сегодня охватывает преимущественно территорию именно Азербайджанской Республики  – употребляя термин юго-восточный Кавказ в контексте проблематики коренных народов региона, мы имеем в виду эту республику. Титульным народом данного гособразования считаются турки-азербайджанцы (последнее, впрочем, тоже искусственное наимнование), составляющие, по официальной статистике, абсолютное большинство населения. Обывательское понимание, к сожалению, часто совпадающее, увы, с воззрениями, царящими в академических кругах, сводится к довольно поверхностным клише относительно этого края и его этнокультурной и геополитической сути. Расплывчатые представления об истинном положении вещей на юго-востоке Кавказа и отсутствие фундаментальных знаний в соответствующей области гуманитарной науки и, следовательно, профессионального экспертного мнения по региону зачастую приводили к разработке неадекватной политики по отношению к этому граничащему с Россией важному геополитическому пространству.

Азербайджанская Республика в настоящее время

Какова же ситуация в Азербайджанской Республике на данный момент? Несмотря на усилия ее руководства по созданию нации, очевидно, что Азербайджан – рыхлое с этно-политической, социально-культурной и цивилизационной точек зрения образование, с трудом стоящее на столь же рыхлых структурных основах. Благодаря советскому периоду в нем так или иначе установились некоторые институты государственной власти, которые все еще действуют, хотя и исключительно по инерции. 70 лет СССР, вне сомнения, не прошли даром – советская пропаганда о самом наличии некоей «азербайджанской нации», разумеется, оставила свой след. Именно эта пропаганда породила используемое до сих пор официальным Баку клише – «Азербайджан – монолитная мусульманская республика, где если и есть инородцы, то только отдельные и малочисленные, не имеющие особого места и обязанные влиться в общую массу населения гособразования».

Очевидно, что это утверждение совершенно не соответствует действительности. И определяющие социополитические процессы, и центробежные тенденции, проявившиеся после распада СССР, – яркое тому подтверждение. Чем обусловлены указанные процессы? Дело не столько в устремлении самих коренных народов к обособлению и самоопределению, сколько в сути азербайджанской государственности, основанной на пантюркизме в различных его вариациях. Именно пантюркизм всегда являлся определяющей и основополагающей идеологией Азербайджанской Республики, и это не могло не вызвать противодействия. Коренные обитатели края, оказавшиеся перед угрозой полной ассимиляции, исчезновения с исторической арены и даже физического уничтожения, сказали свое решительное «нет» пантюркизму и повторяют это «нет» со все большей определенностью, уже имея явные перспективы развития своих этнических сообществ в формате собственных национальных государств –  вне удушающей обстановки пантюркистского государственного гнета.  

Корни этнических проблем Азербайджанской Республики

Еще в начале XX века на территории современной Азербайджанской Республики мусульманское население  говорило в основном на двух  принадлежащих к иранской группе языках – татском и персидском. Тюркские же диалекты занимали незначительную, периферийную нишу. Но в дальнейшем тюркоязычный элемент активно промотировался российской царской администрацией, а тюркоязычный элемент целенаправленно перемещался с культурной периферии в урбанистические центры, в гущу общественно-политической жизни  с целью отторгнуть данную территорию от еще недавно владевшего ею Ирана  и шире – оторвать ее от иранского культурного континуума, от иранства как такового. Причем, усиление тюркоязычия в данном контексте представляло собой не только лингвистический феномен, как этом мы замечаем, например, в Иране, где человек, говорящий на тюркских диалектах, не только параллельно использует и персидский, но и обладает при этом полным набором маркеров иранской идентичности. Промотирование тюркоязычия шло рука об руку с внедрением элементов османизма/неоосманизма через призму так называемого общетюркского единства.

Безусловно, целенаправленная османизация сознания как стратегия российской политики в регионе была обусловлена восприятием Россией своих двух главных политических конкурентов по региону. Иран виделся мощным монолитным конструктом с трехтысячелетней историей государственности, чье влияние в регионе остается значимым практически при любых исторических обстоятельствах. Турция же справедливо воспринималась как более слабый соперник, государство, которое рано или поздно само подвергнется распаду и которое в данных исторических обстоятельствах можно использовать как некий баланс… При этом, в обосновании данной стратегии не был учтен столь важный фактор, как судьба коренных народов региона, против собственной воли и вопреки исторической логике оказавшихся «меньшинствами» в составе искусственного образования с искусственно оформленным тюркоязычным большинством.  

Единственным, но, пожалуй, решающим фактором, связывающим южнокавказских мусульман с Ираном, оставался шиизм. Впрочем, и он целенаправленно представлялся как вторичный по отношению к языковому маркер.  Десятилетиями населению, для которого турки-османы веками виделись злейшими врагами, прививался приоритет неоосманского,  навязывались  неоосманские культурные реалии и воззрения, позже вылившиеся в устойчивый политический слоган, утверждающий единство Азербайджанской Республики и Турции – «Один народ – два государств».

Уже к началу XX века юго-восточный Кавказ был фактически наполовину тюркоязычным, а пантюркизм лег в основу формирования искусственно созданной в противовес Ирану политической «элиты». 

Эта четко прослеживаемая, хотя и латентная политика царской администрации достигла колоссальных результатов. России удалось превратить простое тюркоязычие в фундаментальную основу для создания, как это ни странно, османо-турецкого плацдарма в своем южном подбрюшье. Шиизм, объединявший мусульманское население по обеим берегам Аракса,  утратил свою значимость в качестве основного маркера идентичности  среди мусульман юго-востока Кавказа. Острие иранского шиизма в регионе было направлено  именно против османизма, ведь именно османские турки в свое время совершили не один акт геноцида по отношению к шиитам  юго-восточного  Кавказа.

Только сейчас, в последние десятилетия, традиционный шиизм вновь возрождается в качестве маркера идентичности, да и то – преимущественно среди части талышей и татов Азербайджанской Республики.

Надо сказать, царская администрация успешно справилась со сложной задачей   –кардинально перестроить, а именно, османизировать  ментальность мусульман юго-восточного Кавказа. Дальнейшее историческое развитие на данной территории, в частности, создание Азербайджанской ССР в составе Советского Союза, закрепили достижения царской администрации.  

Таким образом, постоянно циркулирующая в турецко-азербайджанском дискурсе формула «один народ – два государства», будучи абсурдом с исторической точки зрения, в геополитическом плане оказывается вполне действенная, так как  значительная часть тюркоязычного населения и особенно политическая элита современной Азербайджанской Республик полностью пронизаны  неоосманизмом и ориентированы на современную Турцию. Сегодня это и вправду – две части одного целого. Как это ни курьезно, Россия своими руками создала у себя под боком форпост своего давнего исторического врага. Поверхностное русскоязычие части элиты сегодняшнего Азербайджана, так умиляющие некоторых  российских «экспертов» по региону, на самом деле – лишь дымовая завеса.

Именно неоосманский вектор и оголтелый пантюркизм, отрицание местных культурных реалий и прав коренных народов региона привели к центробежным устремлениям в среде значительной части населения Азербайджанской Республики. При этом, не секрет, что, вопреки последовательно проводимой десятилетиями политики жесточайшей ассимиляции, до 40% населения этого искусственного гособразования  – это автохтоны региона: талыши, лезгины, таты, аварцы, цахуры и др.

Логичным итогом указанных центробежных процессов стало создание в 1993 г. Талыш-Муганской республики.  Создание талышского гособразования – важнейшая веха в возрождении духа талышского народа, его возвращении к корням – не только культурным, но и политическим. Талыши выступили флагманом возрождения коренных народов региона, активность проявили и лезгины, хотя некоторые обстоятельства помешали проявиться параллельным процессам в лезгинской среде столь же ярко. Но начало борьбе против азербайджанского ига было положено.

Борьба автохтонных народов Азербайджанской Республики на современном этапе

В последние годы центробежные тенденции особо заметны: с середины 2000-х гг. талышский и лезгинский факторы, как и фактор автохтонных народов  в целом – самая значимая из новейших политических реалий в Азербайджанской Республике.

С 2005 года талыши заняли свою значимую и устойчивую нишу во внутриполитическом азербайджанском дискурсе. Параллельно с талышской проблемой, были подняты и лезгинский, и аварский, и другие вопросы, что выразилось в создании ряда лезгинских, аварских и даже татских организаций.

О татах на территории Азербайджанской Республики следует сказать особо. Таты – «кавказские персы» – играли и продолжают играть важнейшую роль в борьбе автохтонных народов указанной территории за самоопределение. Они – наиболее ассимилированный сегмент в азербайджанском обществе: собственно, на ассимилированном татском субстрате и был создан искусственный «титульный» этнос – азербайджанцы. Однако, хотя этническое сознание татов находится в латентном, тлеющем состоянии, оно в любой момент может вспыхнуть ярким пламенем. Это хорошо видно по возникновению татских групп, партий и ассоциаций, которые активно действуют на территории России, да и в самом Азербайджане. Таты в определенной перспективе – один из серьезных и наиболее действенных элементов в палитре коренных народов Азербайджана. Они, несомненно, сыграют свою роль. Если талыши, лезгины, аварцы четко выделяются, а их громкие голоса уже слышны повсюду, то таты, как будто, молчат – и именно в этой незримой и неслышимой пока силе заключена серьезная опасность для Азербайджана. Они широко представлены в госструктурах, ведомствах, организациях разного рода, даже в органах госбезопасности, и выступают в основном как азербайджанцы. Татов вообще сложно идентифицировать как таковых, что в перспективе позволит им действовать более результативно.

 

Национальное Телевидение Талышистана

и борьба против него азербайджанских спецслужб

Еще одной важной вехой в борьбе автохтонных народов Азербайджанской Республики за свои права стало создание Национального Телевидения Талышистана. Оно дало мощеый импульс в укреплении талышского самосознания, его ферментации и кристаллизации. И коснулся этот процесс не только талышей, но и других коренных народов региона. Неслучайно азербайджанские спецслужбы направили все свои усилия на погашение этого очага – надо отметить их последовательную и профессиональную работу в данном направлении.

Поначалу азербайджанские силовики долго, но безрезультатно пытались разными способами дискредитировать НТТ.  Телевидение работало как хорошо отлаженный механизм, увеличивая число просмотров программ и популярность в народе. До сих пор его выпуски – объекты постоянных пересмотров и обсуждений. Даже в отдаленных селениях талыши смотрят программы НТТ, анализируют, думают над их содержанием и открывают для себя истинную природу и суть сегрегационных азербайджанских реалий.

Далее азербайджанские спецслужбы сконцентрировали свои усилия на работе против одного из признанных лидеров Талышского национального движения – Фахраддине Абосзода, полагая, что Национальное Телевидение Талышистана создано именно им. Однако, хотя Абосзода иногда и выступал в программах НТТ, никакого отношения к созданию телевидения он не имел. Национальное Телевидение Талышистана  – коллективный продукт группы прогрессивно мыслящей талышской интеллигенции, стремящейся к созданию независимого государства на своей исконной территории. 

Для более результативной борьбы с НТТ азербайджанские спецслужбы избрали достаточно известную тактику, сводящуюся к системе создания симильных объектов с целью размывания значимости деятельности флагмана. Чтобы обесцветить,  полностью дискредитировать, а в идеале - уничтожить враждебное явление, создаются подобные ему продукты, но, разумеется, с совершенно иными повестками и иной направленностью. Так, с подачи Баку была создана уйма якобы талышских ресурсов.  В этом азербайджанским спецслужбам неоценимую услугу оказала их агентура среди талышей за пределами и внутри страны. Появились «талышские телевидения» разных типов – и однодневки, типа Ергон ТВ в Баку, и откровенно одиозные проекты, вроде ОТВ в Москве. А в последнее время под непосредственным контролем компетентных органов Азербайджана действует канал ATISH – якобы ресурс, Общественной организации талышей в Азербайджанской Республике. Все эти проекты действуют по определенной схеме, разработанной в недрах азербайджанских спецслужб – внешне с разной, но всегда контролируемой степенью радикализма подходов к талышскому вопросу.

В итоге само понятие «талышского телевидения» было настолько запятнано, а идея талышского телерадиопространства – настолько дискредитирована, что НТТ прекратило свои передачи и временно перешло к другим форматам борьбы за права талышского народа в Азербайджанской Республике.

Впрочем, игры в «симильную магию» применяются и по отношению к интернет-ресурсам. Как мог бы заметить внимательный читатель, в последние пару лет появилась уйма талышских интернет-сайтов. Но тут, конечно, ситуация сложнее, а уловки разного рода не столь действенны. Здесь не особо помогают даже серьезные финансовые вложения. Если для создания «талышского телевидения» достаточно посадить перед камерой пусть даже  безграмотного пустослова, который то и дело будет приглашать «в студию» гостей, ведя с ними примитивные беседы и создавая иллюзию «телепередачи», то в раскручивании сайтов столь ограниченным ресурсом не обойтись. Даже целая армия проплаченных «спичрайтеров», призванных обеспечить продвижение нужных людей в лидеры, не даст результата просто в силу того, что сами талыши прекрасно знают, кто есть кто в Талышском движении. И тут никакая «группа поддержки» не сработает.  Вычислить псевдо-талышский ресурс так же просто, как и псевдо-талышское телевидение – ведь и то, и другое всячески избегает насущных проблем талышей и упоминания имен подлинных лидеров Талышского движения. 

Дело Фахраддина Абосзода

Одним из самых драматичных событий в истории Талышского движения стали арест в России  и передача Азербайджану Фахраддина Абосзода, ставших результатом преступного сговора азербайджанских спецслужб  с продажными представителями российских структур – людьми, пренебрегшими интересами не только дружественного талышского народа, но и своей собственной страны, России. Азербайджанские спецслужбы потратили на данную операцию колоссальную сумму  – в ход шел подкуп чиновников на всех уровнях, вплоть до сотрудников аэропорта, в котором специальный борт ожидал пленника несколько дней.

Азербайджанцам казалось, что как только они заполучат Фахраддина Абосзода, все их проблемы, связанные с борьбой коренных народов за самоопределение, закончатся. Но, к несчастью для Баку, все только начинается. Ведь Фахраддин Абосзода – теоретик, а не организатор движения. Он – символ свободы талышей, и его невозможно уничтожить. Где бы и в каком бы качестве он ни находился, он остается этим символом, а арест и заключение Фахраддина Абосзода сакрализовали его персону среди талышей,  превратив ученого-теоретика в героя-мученика.

Конечно же, в отсутствие Фахраддина Абосзода в талышском сообществе главным образом Москвы активизировалась группа отщепенцев – явных и тайных агентов азербайджанских спецслужб, которые, собственно, и способствовали выдаче Абосзода Азербайджану. Теперь эти персоны почувствовали «свободу» и принялись активно «освещать Талышский вопрос», избегая при этом само упоминание имени Фахраддина Фармановича. Арест Абосзода вообще прекрасно выявил реальную картину происходящего в Талышском движении и вокруг него, показав истинные лица многих «активистов»  не только талышам, но и всем, кому небезразлична судьба коренных народов региона. Упомянутая группа отщепенцев не способна не только к реальным самостоятельным действиям –  их уровень образованности не позволяет им даже написать сколь-нибудь вразумительный текст. Положим, пару материалов от их имени могут создать их кураторы, но можно ли создать  искусственного лидера? Очевидно, что нет. Ибо люди, о которых идет речь, не наделены лидерскими качествами – преданностью делу, готовностью к самопожертвованию, неконъюнктурностью сознания и проч.

В сложившейся ситуации  поистине ярко проявились лучшие качества прославленного лидера талышского народа, президента Талыш-Муганской республики Аликрама Алакбаровича Гумматзода (Гумбатова) и одного из ближайших соратников Фахраддина Абосзода – покойного Кахина Марзализаде (светлая ему память!).  Именно они подняли свой голос в защиту Фахраддина Абосзода. Сейчас в международных правозащитных структурах идет активная работа по объявлению Фахраддина Абосзода узником совести. Международные организации постоянно поднимают вопрос о его освобождении. Нет сомнения, что Фахраддин Абосзода будет освобожден и с новой силой вольется в дело на благо талышского народа.

 

Почему Азербайджану не место в евразийских проектах России?

Республика Азербайджан, как уже было отмечено выше, – государство во всех отношениях неустойчивое. Как и всякое искусственное и рыхлое образование, не имеющее единой идеи идентичности для всех населяющих его народов, оно обречено на распад. Само азербайджанское руководство всячески старается представить население страны как нечто монолитное. При этом, в попытках нащупать основу для единой идентичности, оно часто меняет идеологические позиции. Внедряемый ныне «азербайджанизм» – доктрина, утверждающая что все проживающие в Азербайджанской Республике являются азербайджанцами, буксует именно в силу ярко выраженного самосознания  коренных народов, главным маркером идентичности которых выступает обособленность от тюркскости. И сколько бы ни пытались алиевские идеологи возводить происхождение азербайджанцев то к мидийцам, то к кавказским албанцам, то к шумерам, метания эти ни к чему не приводят, ибо подлинная основа нынешнего «азербайджанизма» – пантюркизм. Без пантюркизма нет современного Азербайджана, ведь главным его союзником и политическим костылем, на которое он постоянно опирается, является неоосманская Турция.

Очевидно, что попытки различных российских кругов ввести Азербайджан в сферу влияния России в рамках евразийской идеи – бессмысленны. Более того, из-за собственной обреченности на развал, это искусственное образование способно создать множество проблем для Евразийского союза, как, впрочем, и для любой из структур, в которой он окажется.  Впрочем, Азербайджан и сегодня - главный фактор дестабилизации на Южном Кавказе. Он останется таковым при любых обстоятельствах до самого конца – логического развала.

Правильнее исходить из очевидного и незыблемого на данный момент постулата. По своей сути Азербайджан – продолжение Турции, враждебного и России и всем народам региона этнополитического образования, которое и само не может похвастаться стабильностью.

Почему Азербайджан превращается в региональный центр ваххабизма?

            С целью укрепить неоосманский вектор среди населения Азербайджана, Ильхам Алиев стремится качественно изменить традиционную духовную составляющую своих сограждан. Несмотря на более чем столетнюю исправную работу по османизации Азербайджана, процесс не получил своего завершения именно благодаря исповедуемому большинством населения традиционному шиизму. 

Не секрет, что ментальность среднестатистического азербайджанца – светская. Верующими здесь являются по большей части именно представители автохтонных народов, хотя шиизм как часть традиционной культуры, разумеется, распространен и среди собственно азербайджанцев. В Азербайджане любят рассуждать на тему «советского прошлого, нанесшего огромный вред традиционной духовной культуре». Между тем, при Алиеве-старшем мечетей было разрушено чуть ли не больше, чем в эпоху атеистической советской власти. Алиев-сын продолжил «славную традицию» отца: его затянувшееся президентство отмечено преследованием верующих шиитов и покровительством исламскому экстремизму. Что это, если не борьба с традиционными для этого края шиизмом и шиитским сознанием. Пустующие духовные ниши заполняет исламский экстремизм в самых крайних формах и проявлениях. На территории Азербайджана присутствуют боевики «Исламского государства», здесь действуют их базы, в которых они  проходят подготовку, лечатся, отправляясь затем в горячие точки.  По некоторым данным, сейчас в Азербайджанской республике – до миллиона ваххабитов, организованных во множество активных и спящих ячеек.  По сути Азербайджан стал центром ваххабитского движения на на южных границах России. Алиеву кажется, что он сможет контролировать взращенных им же радикалов, но в итоге они будут действовать самостоятельно, создавая все новые очаги напряженности.

Как бы то ни было, искусственное гособразование – Республика Азербайджан – стоит перед серьезными вызовами. Это и судьба тандема с Турцией, и отношения с Россией и Ираном, и противостояние с Арцахом и Арменией, и провальная ситуация с экономикой. Но самые главные вызовы для Баку – центробежные движения коренных народов, которые обязательно приведут в недалеком будущем к радикальному переформатированию этого искусственного государства.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022

‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

11.10.2020
‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

Hundreds of Syrians are said to be fighting in the conflict between Armenia and Azerbaijan, driven there by the need to earn money, report Bel Trew and Rajaai Bourhan

SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

21.09.2020
SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА  В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

ГОТОВИТСЯ УСТРАНЕНИЕ ЛИДЕРА ТАЛЫШСКОГО НАРОДА ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА!

Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

16.09.2020
Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

Есть и другие иностранные игроки, которые пытаются объявить Турцию новым преступником Восточного Средиземноморья.

Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

15.07.2020
Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

Портал Talishistan Times – открытый форум для всех угнетенных народов Азербайджана.

Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

06.07.2020
Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

Международная правозащитная организация «Amnesty International» выступила с официальным заявлением, в котором потребовала от азербайджанских властей незамедлительно освободить талышского ученого Фахраддина Аббасова (Абосзода) и блогера талышского происхождения Эльвина Исаева.

Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа, Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

25.06.2020
Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа,                                                          Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

Иранское влияние было велико в Дагестане почти во все времена. Восприятие этой страны на Кавказе, в том числе в Дагестане, всегда было позитивным.

Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

24.06.2020
Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

«Все русские и армяне должны быть изгнаны из Азербайджана. 259 тысяч русских надо гнать как собак, а оставшихся 30 тысяч армян всех до единого необходимо уничтожить, ибо все они фашисты.