Международный информационно-аналитический и научный портал
ОТКРЫТЫЙ ФОРУМ АВТОХТОННЫХ НАРОДОВ КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Суббота
27 апреля 2024 года
11:42:50 МСК

АВАРЦЫ

15.07.2020
АВАРЦЫ

Введение

 

Аварцы – коренное население значительной части восточного побережья р. Алазань, то есть зоны, которая прилегает к Дагестану. Это – земли, которые простираются примерно к югу от грузинского Греми (Алмати, Сабуя) и тянутся до границ с Шекинским районом Азербайджана. Позднее подселились туда армяне (с VIII–IX вв.) и грузины (с XII–XIII вв.), а еще позже пришли предки азербайджанцев (начало подселения – рубеж XIV–XV вв.).

Второй этап подселения азербайджанцев в закавказский Аваристан имел место после походов Надир-шаха (2-я половина XVIII в.). Основная же масса азербайджанцев прибыла туда, в Закатальский округ (Белоканский, Закатальский и Кахский районы) Российской империи, в советскую уже эпоху – под защитой Красной Армии и ЧЕКа, и расселилось там на землях, конфискованных коммунистами у горских общин Дагестана. Речь идет о тех зимних пастбищах, которые были отобраны властями у аварцев, прежде всего, Рутульского, Чародинского, Тляратинского, Шамильского, Гунибского и иных районов РД.

Аварцы современной Грузии, хотя и являются коренным населением в местах своего проживания, однако, они там (южная часть Кварельского района и Лагодехский район), постоянных населенных пунктов они в прошлом не имели. У них, аварцев, были там лишь зимние хутора-кутаны и обширные пастбища, при том что к югу от Кварели, на левобережье Алазани, грузины не жили вообще – в «пред-российскую эпоху своей истории». Эти «грузинские» аварцы (тляратинцы и бежтинцы) числились при этом на военной службе у грузинских царей XVII–XVIII вв., за что цари Картло-Кахети давали им право собирать ежегодные повинности с населения грузинских поселений. Анцухцы (Тлярата) получали их с жителей Кварели и еще трех соседних поселений, а жители Бежтинского участка (хьванал) – с селений Шилда, Сабуя и еще трех мелких населенных пунктов.

Что же касается аварцев современного Азербайджана, то они имели в «до-российскую» эпоху свое независимое государство. В этом государстве, границы которого признала Турция XVIII в., были свои законы, записанные на арабском языке (текст сохранился и опубликован), своя документация, опять же на арабском (частично сохранилась), и своя армия – одни из сильнейших на Южном Кавказе, в прямых сражениях с которой войска российских императоров, конце XVIII – 30-х годов XIX вв., потеряли много солдат и офицеров, и в том числе известного ген. Гулякова. В этом государстве закавказских аварцев азербайджанцы, конечно жили, – наряду с грузинами, – но в небольшом количестве, что имело место по причине малоземелья, а главное – находились они в статусе крепостных крестьян (раят) авароязычной знати.

 

 

Численность

 

Азербайджанские власти сообщают официально, что к рубежу ХХ–XXI вв. в РА проживало 51 тыс. аварцев. Цифра эта вызывает к себе откровенное недоверие.

Так, сто двадцать лет тому назад, в 1886 г., – по данным российских военно-административных структур высокого ранга, которые никак не могли симпатизировать аварцам по причине Кавказской войны, где убито было много российских дворян, а также из-за мощных последующих восстаний (60-е – 70-е годы XIX в.) направленных против власти Российской империи – в пределах Закатальского округа проживало 40 тыс. человек, говоривших по-аварски (они его называли, правда, лезгияб) и имевших аварское самосознание. Согласно общероссийский переписи 1897 г., которая строилась по языковому принципу, в Закатальском округе (нынешние три района РА) говорило по-аварски 34 тыс. человек; уменьшение проистекает здесь из двух причин – а) много закавказских аварцев иммигрировало в Турцию, б) аварцы Елису (нынешний Гахский район РА), следуя своей традиции, хотя и знали родной аварский язык вплоть со эпохи коллективизации, употребляли его при общении с другими «лезгинами» (дагестанцами и белокано-закатальцами), а дома говорили больше на азербайджанском и по этой причине попали в число местных тюрок, точнее «закавказских татар».

Перед 1-й Мировой войной, когда мобилизационные структуры Российской империи уделяли много внимания этно-демографическому фактору на Восточном Кавказе, в Баку была опубликована солидная работа, написанная с учетом, несомненно, данных о количестве «закатальского» населения, собранных в рамках подготовки России к великой войне. На тот момент численность аварцев Закатальского округа (РА) достигла уже 52 тыс. чел., то есть их было тогда там немного меньше якобы, чем сейчас.

Манипуляции с переписью населения и, соответственно, с указанием численности аварцев начались в Азербайджане уже в 20-е годы ХХ в. Зная, однако, во-первых, как выросла численность аварцев в Российской Федерации; во-вторых, учитывая, что количество аварских домов в аварских селах РА выросло в разы; а так же, в третьих, обращая внимание на то, что до начала ХХI в. в Закаталы переселялись постоянно многодетные аварцы-бедняки из дагестанских гор, а закатальцы в Дагестан не шли, следует умножить «официальные» азербайджанские цифры XIX в. на «четыре». Это как минимум. Получается, таким образом, что аварцев в РА не менее 200 тыс. чел. (может быть и все 300 тыс.), из числа которых знающих аварский язык будет не меньше 130 тыс. чел.

Аварцы Гахского района, так называемые «елисуйцы», которые были в дореволюционную эпоху в узденском в дворянском звании, аварского языка сейчас не знают. Однако, они сохранили аварское самосознание и поныне. В условиях демократии, которая укореняется в Закавказье, все больше и больше они афишируют этот момент: пишут в азербайджанских газетах, что они, жители Елису – аварцы. Этих «елисуйцев» в настоящее время не менее 40 тыс. чел.

 

История

 

В III–V вв. н.э. закавказские аварцы, входя в состав иранской империи Сасанидов, числились на страницах средневековых сочинений в качестве населения отдельного от Албании и Грузии княжества «Лпиния» или, как его еще называли, «Лепон».

В VI–VIII вв. закавказский Аваристан – часть государства Сарир, чей столицей являлся Хунзах (РД). Сарирские повелители, носившие титул «император гор», играли важную роль в защите границ домусульманской империи Сасанидов, то есть Ирана.

В эпоху Арабского Халифата, от власти которого освободился Сарир во 2-й половине VIII в., утверждаются в закавказском Аваристане армянские князья. Право на управление Закаталами, а также Шекинской зоной Азербайджана, получили последние от арабо-мусульман, точнее – купили его у них, что имело место во 2-й половине VIII в. В IX в., когда Халифат начал распадаться, закатальские армяне-князья объявили себя царями Албании, поставив под свой контроль, южную часть современной Кахетии (восток Грузии), закавказский Аваристан (Белоканский, Закатальский и Гахский районы РА) и Шекинскую зону (РА). Об этом Втором Албанском «царстве» знала и Византия.

К рубежу XI–XII вв. правители этого «царства», утратившего уже грузиноязычную зону (Кахетия), перешли из христианства в ислам. В начале XII в. данное мусульманское государство, то есть Второе Албанское «царство», было – в несколько приемов – аннексировано Грузией, которую возглавлял тогда знаменитый Давид Строитель. С тех пор находился Закатальский округ (≈ 3750 км2) под властью грузинских феодалов, что продолжалось вплоть до начала XVIII в.

Правда, сказанное – общий момент. Во-первых, в глубоких ущельях Главного Кавказского хребта (к примеру, в Джарском ущелье), сохранились маленькие по территории политические образования, продолжавшие авароязычным мусульманам. Во-вторых, в XVI в. вывели власти Ирана территорию Гахского района из под власти грузинских (кахетинских) царей и передали ее горно-дагестанским князьям, которые опирались на авароязычных воинов и культивировали, по этой причине, аварский язык в своем княжестве; последнее известно как «Елису» и говорило там по-аварски, в конце XIX в., более 50 % населения – 12,5 тыс. душ. В третьих, уже в 1-й половине XVII в. не имели грузины-кахетинцы никакой власти на закатало-белоканских склонах Главного Кавказского хребта, где все держали в своих руках авароязычные голодинцы (гъолодиссел) – несколько воинственных кланов, опиравшихся на горную крепость Голода (Гъолода с авар. «На горном склоне»). Действуя под общим руководством Аварских ханов, которые сидели в Хунзахе, эти голодинцы – при помощи чародинцев, тляратинцев и других дагестанцев, особенно кумухских лакцев – вытеснили постепенно грузинских феодалов и, соответственно, власть «царей» Кахетии на правый берег р. Алазань.

После нескольких разгромов аварцами обще-кахетинских ополчений – имело место это как на левом берегу Алазани, так и правом – «цари» Кахетии начала XVIII в. признали независимость Джарского авароязычного государства. Мало того, они обязались платить ежегодную дань Джарам (ЧIарлъи), то есть республике закавказских аварцев.

В середине XVIII в., когда благодаря Надир-шаху Афшару, повелителю Иранской империи, грузины усилились, а закавказские аварцы ослабили – в боях с надировскими полчищами, «царь» Картли (Тбилиси) Теймураз и «царь» Кахетии (Телави) Ираклий, сын последнего, решили ликвидировать Джарскую республику, которая являлась тогда главным национальным государством закавказских аварцев XVIII в. Вторым аварским государством Закавказья являлось Елису и именно на елисуйских землях, в их равнинной части, была разгромлена – при большой помощи кумухцев – армия Грузии, причем убито было тогда несколько тысяч грузинских воинов.

В XVIII в. являлись закавказские аварцы одной из наиболее мощных военно-политических сил Южного Кавказа. Никакому азербайджанскому хану, тем более шииту по религиозной принадлежности, они, то есть аварцы, никогда и ни в какой, причем, форме не подчинялись. Мало того, азербайджанские ханы старались покупать помощь от закавказских аварцев.

Аварская государственность в Закавказье ликвидирована была – с большим трудом, после значительных военных потерь – Российской империей, в ходе Кавказской войны. В имперскую эпоху власть там, в Закатальском округе, находилась у русских, грузин и армян. При всем этом, однако, империя доверяла закавказским аварцам – уже в 1836 г. был сформирован в закатальский аварский отряд для гвардейской части, стоявшей в Санкт-Петербурге, известной как «Кавказско-Горский эскадрон». Военная карьера была для данной части авароязычного населения Закавказья, таким образом, открыта – в конце XIX в. выходец из аварского сел. Тала (Балакиши Араблинский) стал в императорской армии командиром дивизии, в звании генерал-лейтенанта. Был открыт путь и в политику – в императорскую Госдуму 2-го созыва прошли два закавказских аварца – джарец А.А.Кардашев и елисуец Б.Султанов.

После Февральской революции, Закатальский округ, как часть «Союза объединенных горцев», вошел в «Юго-Восточный Союз казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское и Астраханское) горцев Кавказа и вольных народов степей», официальной целью которого было «образование Российской Демократической Федеративной Республики».

В то же время существовал и турецкий проект решения кавказских проблем, разработанный в Стамбуле еще до начала 1-й Мировой войны. Он подразумевал включение и Южного и Северного Кавказа в состав в Турецкой империи, но через создание трех кавказских автономно-буферных государств – армянского, грузинского и «мусульманского» со столицей в Баку (от Ирана до Дарияльского ущелья) и с азербайджанским языком – в качестве государственного, а позднее с превращением его в родной для горцев Восточного Кавказа (для лезгин, аварцев и т.п.).

Российские государственники, в том числе депутаты имперской Госдумы, зная – через российскую разведку (?) – о существовании в Турции таких планов, публично выступали против насаждения азербайджанского языка среди лезгин и аварцев. Они понимали, что это – первый шаг к выводу Дагестана, Чечни и Ингушетии из под власти России.

Развал Империи привел лишь к частичной реализации турецкого плана, но и при этом: работа над ним в пределах Турции не прекращалась. Мало того, продолжается она и в наши дни, это – турецкие школы на территории северокавказских республик РФ.

В рамках названного плана, задуманного Стамбулом в начале ХХ в., турки сделали следующее: в начале формально, создав Национальный Совет Закатальского Округа (сыграв тут на объективно существовавших тогда антирусских настроениях), протащили решение (18 июня 1918 г.) о вхождении Закатальского Округа Российского государства в состав мусаватистского Азербайджана; затем турки сдали этот Азербайджан большевикам, но с тем, чтобы последние дали бы ему статус республики, причем, в границах эпохи Мусавата, то есть с включением в советский Азербайджан Закатальского округа. Окончательное решение об этом принято было Закавказским Бюро ЦК ВКП(б) в 1922 г., хотя ранее (1920 г.) признала РСФСР Закатальский округ частью Грузии.

 

Кадровый и земельный вопросы

 

Записав тысячи авароязычных суннитов в азербайджанцев, переселив в Закатальский округ обазербайджанившихся рутульцев и приведя туда тысячи настоящих азербайджанцев («закавказских татар») власти АзССР создали необходимое для себя этническое преобладание.

На основе данного фактора власти АзССР стали – в Закатальском и Белоканском районах, где аварский язык продолжал и продолжает функционировать – ставить носителями административно-политической власти (1-й секретарь райкома КПСС) закуринских азербайджанцев (обычно ордубадцев, нахичеванцев, «ереванцев» и т.д.), но для грязных антиаварских акций держали под рукой местных аварцев – трусливых карьеристов. Так, например, власти Азербайджана отняли все абсолютно равнинные земли у селения Джар, то есть у той аварской общины, которая владела традиционно больше, чем половиной всей территории Закатальского района, а также частью равнины нынешних Белоканского и Гахского районов РА. Сделано было это руками вначале – центральных властей и МГБ СССР, а в последние годы советской власти – руками уже подлых и трусливых аварцев-райисполкомов и горисполкомов. Последние (к примеру, небезызвестный Жужуй) перевели – по прямой указке из Баку, – тысячи гектаров плодородных джарских земель, лежащих на равнине близ г. Закатала, в городской земельный фонд. А город уже раздает ныне их пришлым – в первую очередь, конечно, азербайджанцам. Джарцы же наших дней не имеют возможности сажать хлеб, арбузы и т.п.

Точно также эти азербайджанцы, являющиеся носителями политической власти в Закатало-Белоканах, раздали тысячи драгоценных гектаров на закатало-белоканских равнинах, на левом берегу р. Алазань и т.д. бакинским миллионерам, которые создают там для себя поместья и даже латифундии. Делается это, причем, на базе земель госфонда РА и земель бывших совхозов, которые в действительности принадлежат аулам горного Дагестана. Горцы – потомки владельцев закатальской, белоканской и гахской равнинной земли, захваченной в советские и постсоветские годы, азербайджанцами, уже заявили громко, что они не признают никакие акты Баку (купля-продажа, приватизация). Они заявляют, что возвратят когда-нибудь свою собственность силой – всю вплоть до см2.

Вместе с этим, откровенным ущемлением закавказской части аварского народа, имевшей место в Закаталах и Белоканах, назначал ЦК КПСС Азербайджана, время от времени, аварцев секретарями Гахского райкома. Делалось это, таким образом там, где в советскую эпоху народ был затерроризирован МГБ, где аварский язык угас, хотя, правда, аварское самосознание сохранялось – на домашнем уровне.

После обретения независимости Азербайджаном, особенно после прихода к власти нахичеванского клана – причем, в форме полнейшего абсолютизма, представительство аварцев на должностях даже районного уровня заметно уменьшилось. Это – в сравнении даже с советской эпохой.

В целом видна, на данный момент, следующая картина – в кадровом аспекте: если в советские годы – под влиянием Москвы (?) – имело место в азербайджанском Аваристане некоторое разделение системы районной власти, осуществлявшееся с учетом этнического фактора, то в независимом Азербайджане вся власть на территории бывшего независимого аварского государства находится в руках азербайджанцев. Прежде всего, при этом, властные азербайджанцы Джаро-Белокан являются выходцами из Нахичеванской зоны.

Так, возьмем, к примеру, Закатальский район, где находилась до российского завоевания столица аварского государства, бывшего грозой для Грузии и ханств Азербайджана.

Глава Закатальского района (на рубеже ХХ–XXI вв. более 100 тыс. чел., а сейчас еще больше) нахичеванский азербайджанец. Мэр г. Закатала – нахичеванский азербайджанец. Зав. отделом образования района – нахичеванский азербайджанец. Главврач районной больницы – нахичеванский азербайджанец. Начальник почтового отделения района – нахичеванский азербайджанец. Директор районного филиала Национального банка – нахичеванский азербайджанец. Заведующий закатальским районным архивом – нахичеванский азербайджанец.

Теперь возьмем просто азербайджанцев – из числа руководства Закатальского района.

Первый заместитель главы района – азербайджанец, потомок крепостных аварской знати. Просто заместители главы Закатальского района: по вопросам социально-экономического развития и по вопросам сельского хозяйства – азербайджанцы из аварских крепостных. Начальник узла связи – азербайджанец. Заведующий финотделом района – азербайджанец. Заведующий отделом культуры и туризма района – азербайджанец. Начальник Главного управления молодежи и спорта – азербайджанец. Председатель районной организации пропрезидентской – правящей партии, также азербайджанец. Руководитель газово-эксплуатационного управления – азербайджанец. Начальник районного отделения МНБ (т.е. КГБ) – азербайджанец. Начальник районного отдела полиции – азербайджанец. Прокурор района – азербайджанец. Военный комиссар района – азербайджанец. Председатель районного суда – азербайджанец. Командир воинской части – азербайджанец. Командир погранотряда – азербайджанец.

В Белоканском районе (около 90 тыс. чел.), где до революции азербайджанцев вообще, практически, не было, даже в статусе крепостных, картина несколько отличная – относительно мало нахичеванцев во власти. При этом, однако, глава района все-таки нахичеванец, хотя называет себя иногда выходцем из талышской зоны; его, вроде бы, сместили к настоящему времени и распускают слух, что будут ставить аварца.

Просто азербайджанцы Белокан. Первый заместитель главы района – азербайджанец. Просто заместители главы района: по вопросам социально-экономического развития и по вопросам образования, здравоохранения и культуры – азербайджанец. Мэр г. Белоканы – азербайджанец. Зав. отделом образования района – азербайджанец. Главврач районной больницы – азербайджанец. Завотделом культуры и туризма – азербайджанец. Главврач белоканской районной больницы – азербайджанец. Завотделом культуры и туризма – азербайджанец. Глава районного отделения правящей партии – азербайджанец. Завфинотделом района – азербайджанец. Завуправлением статистики Белоканского района – азербайджанец. Начальник белоканского районного отделения МНБ (КГБ) – азербайджанец. Начальник райотдела полиции – азербайджанец. Военный комиссар района – азербайджанец. Прокурор Белоканского района – азербайджанец.

Теперь о том, как представлены на должностях районного уровня аварцы, при том, что они являются коренным населением Закатальского и Белоканского районов и там располагалось до 1830 г. независимое аварское национальное государство – «Джарская республика».

Закатальский район: заместитель главы района по вопросам образования, здравоохранения и культуры – аварка из старинного аварского села, в котором преподавание аварского языка запрещено, даже в качестве предмета; управляющий райотделением Госфонда соцзащиты. Все!

Белоканский район: заместитель главы района по вопросам сельского хозяйства; директор райфилиала Национального банка РА; руководитель управления ирригационных систем. Вот, пожалуй, и все аварское представительство в Белоканах.

Система власти, которую насадил «демократический» Азербайджан в пределах аннексированной им – при помощи турок и коммунистов – территории аварского национального, независимого прежде государства, ясна для любого мыслящего человека.

1) Контроль над закавказским Аваристаном, причем тотальный, должен находиться в руках этнических азербайджанцев.

2) Для запугивания аварцев, для воспитания в их душах робости перед любым, самым ничтожным человеком азербайджанской национальности, сделано властями Азербайджанской Республики следующее: руководство милицией, прокуратурой и судами районов, где живут аварцы, передано в руки лиц азербайджанской национальности. Аварцев сюда не подпускают.

Для подкрепления работы «органов» использует Баку и наркокланы – цыганский (гарачи «черные люди») и терекемейский, который носит название «Гара-чёп». Последний, созданный на территории Грузии, в среде грузинских азербайджанцев – терекеме, связан с наемниками, которые нацелены на Северный Кавказ – на проведение террористических актов в пределах в РФ, а также имеет особых киллеров, которые действуют в закавказском Аваристане и, мало того, охотятся за влиятельными аварцами РА, работающими в Сибири и Поволжье. Этот «Гара-чёп» работает практически открыто, в тесной связке с МНБ (КГБ) Азербайджана и с администрацией районов, которые образованы были в 30-40-е годы ХХ в. на месте Закатальского округа Российской империи. Членами руководства «Гара-чёп», входящими в число распорядителей «общака», так называемой «тройки» являются главврач Закатальской районной больницы и заведующий Закатальским районным архивом. Финансист клана, родившегося на территории Грузии – Халилов Д.З., грузинский азербайджанец, депутат Милли-меджлиса, гендеректор большой строительной корпорации, но главные доходы «Гара-чёпа» идут от ее участия в международной наркоторговле.

Убийства и иные преступления, осуществляемые «Гара-чёпом» в отношении аварцев Закатальского округа, обычно покрываются полицией РА, ее прокуратурой и ее МНБ. В случае же, если аварец даст силовой отпор активному члену «Гара-чёпа», то на него обрушивается вся мощь системы правоохранительных органов и спецслужб Азербайджана. В тюрьме же на такого аварца напускается азербайджанская организованная преступность, которая действует там под защитой охранников и прочих тюремщиков.

Террор против закавказских аварцев, осуществляемый при помощи азербайджанской районной милиции, прокуратуры и суда, а также азербайджанской организованной преступности, должен запугать их настолько, – по замыслу Баку – что они будут бояться говорить, тем более, протестовать по поводу насаждения начальников азербайджанской национальности в «гражданских» секторах жизни Белокан и Закатал.

 

Религия

 

Затаенная цель Баку – шиизация закавказского Аваристана, чтобы иметь возможность сплачивать население страны при помощи религиозного фактора. Для этого районные власти выпускают требования, идущие, в конечном счете, из Баку, – не кричать, то есть не петь, в крупных населенных пунктах, азан. В крайнем случае, допускается азан, произносимый без использования технических средств, – только лишь мулльской глоткой.

Мулл и кадиев в Белокано-Закатальской зоне власти Азербайджана стараются назначать из чистокровных азербайджанских тюрок, особенно таких, которые получили образование в шиитской среде. Эти люди, которые числятся официально суннитами, должны стараться ввести – по замыслам Баку – шиитский ритуал в аварских мечетях и этим ускорить ассимиляцию аварцев, превращение их в «закавказских татар».

В рамках данной политики, главой всех мусульман Закатальского округа (Белоканский, Закатальский и Гахский районы РА) назначила шиитская верхушка Духовного управления РА, в лице шейх-ул-ислама Паша-заде А., шекинского ханифита. Это, однако, то же самое, что и политическое назначение главой православных Южного федерального округа РФ католического епископа из Польши.

При поддержке данного ханифита-тюрка, районное МНБ и полиция изгнала из мечетей, которые стоят в аварских селениях Округа, мулл и кадиев аварской национальности, являвшихся мюридами Саида-апанди Чиркеевского или получивших образование в религиозных училищах связанных с авторитетом последнего. Причина – отмеченные муллы и кадии Закатало-Белокан читали проповедь на родном аварском языке, а не по-азербайджански, как того требует идеология пантюркизма.

Дело в том, что грузинские историки дореволюционной эпохи писали, что грузинами стала, в конце концов, то население средневекового Кавказа, которое приняло православие и согласилось слушать проповедь на грузинском языке. Зная это, «население Баку и Гянджи», как писал лакец Али Каяев в начале ХХ в., вменило «себе в обязанность отуречивание всего» дагестаноязычного «населения» Восточного Кавказа. Осуществляя данную политическую линию, против которой выступали депутаты еще императорской Госдумы, «демократические» власти, окопавшиеся в Баку, и повыгоняли из мечетей молодых, грамотных мулл, которые читали проповедь на аварском языке. Обвиняли их, при этом, в ваххабизме, хотя все изгнанники из мечетей были духовными деятелями, ориентированными на Саида-апанди Ацаева.

В тех случаях, когда поставить муллой в аварское селение азербайджанца, скрытого шиита не удавалось, в баку приводил в действие запасной вариант – делал хитрый ход. Вместо образованной аварской молодежи, любящей свою нацию и родной язык, назначать муллами стали – по указке вышеупомянутого ханифита и Паша-заде, который стоит за его спиной, – полуграмотных стариков аварской национальности. В первую очередь, выдвигались при этом те, кто в советскую эпоху имел связь с КГБ СССР, агентурные списки которой унаследовала, в значительной степени, МНБ Азербайджана. Так, например, в Джаре отстранили от должности кадия – в присутствии главы района и начальника райотдела МНБ, – аварца Пириева С.М. И поставили на его должность бывшего охранника закатальского райотдела КГБ (Азербайджанской ССР), по фамилии, кажется, Вациев (?). Последний, человек в религиозно-исламских вопросах, кстати, малограмотный, изменил, первым делом, язык проповеди. В стенах древней Джарской соборной мечети, стоящей в пределах столицы аварского национального государства XVIII – начала XIX вв., родной язык джарцев, то есть аварский, был отброшен. Он оказался, в результате, даже не на втором, а на третьем плане. Вместо последнего, то есть аварского языка, проповедь, «в соответствии с политикой» Азербайджанского «государства», повел пенсионер, получающий подпитку от спецслужб – уже на азербайджанском языке.

В настоящее время авароязычные и иные сунниты-шафииты Закатальского округа (цахуры, полностью ассимилированные дагестанцы, грузиноязычные ингилойцы и тюркоязычные мугал-падары) очень хотят, чтобы в их регионе была бы внедрена та политика, которую А.Паша-заде провел по отношению к азербайджанцам Дагестана. Последний, шейх ул-ислам шиитов Закавказья, имеет, как известно, своего представителя-вакиля (по имени Шихабудин), ответственного на территории Дагестана за азербайджанские (суннитские и шиитские) вопросы. Этот человек работает, вместе с этим, в системе Духовного управления мусульман (ДУМ) Дагестана. Аварцы и другие шафииты просят поэтому, чтобы и ДУМ Дагестана направило бы своего представителя-вакиля в Закатальский округ (3 района РА), но обязательно человека знающего хорошо аварский язык, желательно чародинца или тляратинца. На это, по их словам, дал разрешение Алиев И.Г., Президент РА.

 

Родной язык

 

Азербайджанская элита (культурная и политическая), выросшая на идеях пантюркизма и, соответственно, в надеждах на превращение азербайджанско-тюркского языка в родной для этнических дагестанцев, то есть мечтающая об их полной ассимиляции, была всегда против аварского языка.

Тут, в языковом вопросе, политические позиции Грузии и Азербайджана диаметрально противоположны. Если грузины никогда не препятствовали официальному преподаванию аварского языка в Кварельском районе (ныне 1-6 классы по 2 часа в неделю и это в «русской» школе, а 7-8 классах по 4 часа в неделю; грузинские чиновники предлагают ныне превратить школу в чисто аварскую), то в Азербайджане – после усиления позиций М.-Д.Багирова в советско-партийной системе, созданной Кремлем – аварский язык был запрещен к преподаванию, в 1937 г.

В эпоху распада коммунистического режима, при Везирове, преподавание аварского языка как предмета было дозволено, с 1-го по 4-й класс. Сделано было это в начале в Закатальском районе (1-й секретарь Н.Абдурахманов, который считает себя азербайджанцем, но знающим хорошо лезгинский язык), а позднее в Белоканском.

В настоящее время в Белокано-Закаталах насчитывается примерно 12 тыс. аварских детей школьного возраста, которые являются учащимися. После встреч Президентов Дагестана и Азербайджана (Алиева М.Г. и Алиева И.Г.) положение с аварским языком стало в определенной степени улучшаться. Но тюркисты, окопавшиеся в Минпроссе РА, и азербайджанские (по национальности) чиновники, рассевшиеся на обильных хлебах Закатальского округа, стараются сохранять все так, как было на рубеже ХХ-ХХI вв., то есть они фактически саботируют политическую линию Ильхама Гейдаровича Алиева.

Об этом свидетельствует то, хотя бы, что в не менее, чем 25 % школ, расположенных в местах компактного расселения аварцев не изучают аварский язык. Речь идет, причем, об изучении в 1-4 классах по 2 часа в неделю.

Аварский язык не изучают не в одной городской школе Закатальского округа (АР), хотя в городах Дагестана есть городские школы с изучением азербайджанского языка и даже азербайджанские национальные школы.

Аварский язык не изучают в Закатальском округе (РА) ни в одном искони аварском селении, куда заселились азербайджанцы в количестве хотя бы 20 %. Это при том, что чисто азербайджанских поселений (потомство крепостных) в равнинной части Дагестана не имеется (заселились в них даргинцы, табасаранцы и лезгины – потомство дореволюционных владельцев той земли), но азербайджанский язык там изучают. Мало того, в обозначенной зоне функционирует местами азербайджанская национальная школа.

В Закатальском округе (РА) власти не допускают и ныне изучения аварского языка в тех старинных (известны по письменным источникам с XIV в.) аварских селениях, с большим количеством домов (от 500 до 2,5 тыс. домов), в которых они записали сельчан тюрками-азербайджанцами в 20-30-е годы ХХ в. Например, в сел. Верхний Чардах, сел. Верхнее Тала и т.д.

 

 

ЧУМЧАЕВ ЦЕТАВ

(Москва)

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022

‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

11.10.2020
‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

Hundreds of Syrians are said to be fighting in the conflict between Armenia and Azerbaijan, driven there by the need to earn money, report Bel Trew and Rajaai Bourhan

SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

21.09.2020
SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА  В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

ГОТОВИТСЯ УСТРАНЕНИЕ ЛИДЕРА ТАЛЫШСКОГО НАРОДА ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА!

Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

16.09.2020
Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

Есть и другие иностранные игроки, которые пытаются объявить Турцию новым преступником Восточного Средиземноморья.

Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

15.07.2020
Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

Портал Talishistan Times – открытый форум для всех угнетенных народов Азербайджана.

Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

06.07.2020
Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

Международная правозащитная организация «Amnesty International» выступила с официальным заявлением, в котором потребовала от азербайджанских властей незамедлительно освободить талышского ученого Фахраддина Аббасова (Абосзода) и блогера талышского происхождения Эльвина Исаева.

Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа, Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

25.06.2020
Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа,                                                          Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

Иранское влияние было велико в Дагестане почти во все времена. Восприятие этой страны на Кавказе, в том числе в Дагестане, всегда было позитивным.

Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

24.06.2020
Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

«Все русские и армяне должны быть изгнаны из Азербайджана. 259 тысяч русских надо гнать как собак, а оставшихся 30 тысяч армян всех до единого необходимо уничтожить, ибо все они фашисты.