Международный информационно-аналитический и научный портал
ОТКРЫТЫЙ ФОРУМ АВТОХТОННЫХ НАРОДОВ КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Суббота
27 апреля 2024 года
10:26:58 МСК

Удин Саргис Кукунян (Аветисян) – герой армянской освободительной борьбы

24.01.2021
Удин Саргис Кукунян (Аветисян) – герой армянской освободительной борьбы

Конец 19 и начало 20 вв. ознаменовались народно-освободительной борьбой армянского народа против турецкого ига. Это драматичное и славное время породило массу воистину народных героев, которые были готовы сражаться насмерть и вести за собой людей во имя освобождения своего народа от владычества турок-османов.

В конце 1880-х годов гайдукское движение в Западной Армении обрело новый размах. Многие армяне, в основном молодые люди, причем, с университетским образованием, либо учившиеся в университетах, как местные, так и прибывшие из Восточной (Российской) Армении, окончательно убедившись в том, что мирным путём добиться свободы народа от векового гнёта турок невозможно, пришли к выводу, что необходимо развернуть массовую партизанскую войну против Османской империи.

И вновь, как и в прошлые времена, в Сасуне, Ване, Муше, Эрзеруме, Джуламерике, Зейтуне и других местах Западной Армении, практически на всей исконной армянской территории, появились вооружённые отряды,  сражавшиеся против турецких регулярных войск, башибузуков и бесчинствовавших курдских отрядов.

Одним из тех, кто попытался идею свободы воплотить в жизнь, был выдающийся фидаин Саргис Кукунян — человек, который своей жизнью неутомимого борца снискал признание, всенародную любовь и уважение, оставил яркий след в истории армянской национально-освободительной борьбы.

Саргис Мовсесович Аветисян (Кукунян) родился 23 января 1863 года в селении Нидж Нухского уезда Елизаветпольской губернии в бедной удинской семье армянского вероисповедания.

Здесь вкратце следует остановиться на удинах. Удины – один из лезгинских народов, судя по всему, прямой осколок этнического континуума Кавказской Албании. Они всегда были неразрывной частью паствы Армянской Апостольской Церкви, активными участниками всех судьбоносных событий, связанных с Арменией. Удины дали армянскому народу целую плеяду блестящих деятелей культуры и ратного дела, из коих тот же Кукунян, генерал Мовсес Силикян ( герой Сардарабадской битвы 1918 года, о котором мы дадим вскоре отдельный материал), известный ученый-арменист, ректор Лазаревского института восточных языков в Москве профессор Мкртыч Эмин и много других. Хотя удины дома говорили на своем языке и считали себя представителями особой группы, у них была подчеркнутая армянская идентичность. И вправду, в бытовой жизни и духовной культуре они ничем не отличались от армян, обычно выступая как своего рода их территориальная разновидность. Они носили армянские имена и фамилии Удины были рьяными и преданными последователями Армянской Апостольской Церкви: неслучайно многие видные армянские церковные деятели были удинами.

Но вернемся к Кукуняну. Он получил начальное образование в местной сельской школе, а в 1877 году при содействии епархиального инспектора уездных школ вардапета (архимандрита) Вагана Тер-Григоряна был направлен в Духовную семинарию Геворкян в Эчмиадзине, где проходил обучение, получая ежемесячное содержание в размере 10 руб. от Бакинского Армянского благотворительного общества. В 1883 году в результате ученических выступлений против царизма около 80 учащихся были отчислены из семинарии, и в их числе – ученик 6 класса Саргис Аветисян (Кукунян). Он отправляется в Эривань, где пытается поступить в учительскую семинарию, но безуспешно. Дядя определяет его в военную школу в Тифлисе, но Саргис, оставив ее, пытается поступить в Школу Нерсисян, тогда – один из главных армянских образовательных центров Закавказья. Многие выдающиеся армянские деятели науки и культуры были выпускниками этой прославленной школы. Тем временем, из Геворкяновской семинарии в Тифлис через уездную жандармерию поступает информационная сводка об отчисленных, и Саргис вынужденно прибегает к хитрости, представив прошение, в котором фамилию свою, первоначально Аветисян, меняет на Кукунян.

По окончании Школы Нерсисян Саргис Аветисян, уже ставший Кукуняном, отправляется в Баку, где живет частными уроками армянского языка. В 1885 году упомянутое благотворительное общество направляет его в Петербург для подготовки к преподавательской деятельности. Он поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако через два месяца переводится на восточный факультет в качестве вольного слушателя, посчитав это более полезным для будущей карьеры. Из-за самовольного изменения профиля образования Бакинское Армянское благотворительное общество прекращает его содержание, и Кукуняну приходится работать, чтобы оплачивать учебу. Здесь, в Петербурге, он входит в круг свободолюбивой молодежи и увлекается революционным движением и сам становится революционером. Здесь надо объяснить один момент: термин «революционер» применительно к армянам обозначал, скорее, участников освободительного движения против османов за освобождение Турецкой (Западной) Армении, а не тех, кто боролся против царизма. Но в суматохе революционных брожений России той поры все, чья деятельность не была санционирована правительством, считались революционерами – наряду с русскими марксистами и демократами, боровшимися непосредственно против царской власти, также поляки, болгары (как и армяне, боровшиеся против османов) и т.д.

Будучи до мозга костей армянским патриотом, Саргис Кукунян пекся и о своем маленьком народе, хотел в силу своих возможностей способствовать распространению среди него просвещения. Неслучайно он создает удинский  алфавит на основе армянского. Кроме того, Кукунян стал переводить некоторые брошюры с армянского на удинский и печатать их данным алфавитом. Но особенно он отличился переводами на армянский язык рассказов об освободительном движении на Балканах. В частности, сблизившись с братом будущего премьера Первой армянской республики Александра Хатисяна Константином, издает небольшими тиражами несколько книг по этой тематике, в том числе «Атаман болгарских разбойников», «Данчо», «Aзраил» и др., которые производят большое впечатление на армянскую молодежь в качестве образца успешного примера освободительной борьбы и революционной деятельности. Книги стоили недорого и потому отлично распространялись. Часть тиража направляется на Кавказ, а также —  через Трапезундский порт —в Турецкую Армению.

Кукуняну удалось собрать под своё руководство почти сотню армянских студентов, давших клятву умереть или освободить Западную Армению (Еркир). А.Азнавурян, один из собратьев по оружию Кукуняна, вспоминает о нём как о представителе классической революционной интеллигенции, патриотичном молодом человеке, живущем
своими мечтами и переполнявшими его внутренний мир целями больше, чем присущей реалисту предусмотрительностью.

Когда пришло время действовать, Кукунян отправляется на Кавказ и организовывает вооружённый отряд из 78 человек (по другим данным—110 человек). 22 сентября 1890 г. отряд Кукуняна из области Карс перебирается в Западную Армению, надеясь на то, что местные армяне присоединятся к нему, однако возле границы он вступает в бой с превосходящими силами турецких пограничников и отступает к российской границе, где русские пограничники арестовывают его. Царский суд приговаривает Кукуняна к 20 годам лишения свободы, и он ссылается на Сахалин. В 1905 г. по общей амнистии был освобождён, в 1906 году вернулся на Родину, Стоит отметить, что перед выступлением в сторону Карса Саргис Кукунян обратился к своим товарищам по оружию с речью, где отметил, что  не стоит идущим  надеяться остаться в живых и вернуться, потому что идут они на смерть, чтобы проложить дорогу следующим за ними—тем, кто, быть может, добьется свободы.

Немаловажен также тот факт, что, находясь в ссылке, Кукунян записывается добровольцем для обороны Сахалина от японцев. После поражения Российской империи в войне и подписания Портсмутского мирного договора Япония получает Южный Сахалин. В ходе установления на острове японской администрации Кукуняна случайно узнает один из японских офицеров, который ранее изучал у него русский язык. Офицер заявляет, что Саргис—политический ссыльный и на Сахалине находится за то, что боролся за освобождение своего народа. Кукуняну предлагают перебраться в Японию, в Нагасаки, чтобы преподавать русский язык в тамошнем университете. Однако у него была одна цель—борьба за Родину, за Армению… Он и оставшиеся в живых члены группы продолжают борьбу.

В январе 1909 года в деревне Нидж проходят массовые аресты. А 6 февраля по доносу тамошних богачей Кукуняна арестовывают в Баку, и решением Кавказского наместника от 19 августа 1910 г. приговаривают к 5 годам ссылки в Ростов. Но благодаря вмешательству видных армянских деятелей, Саргис оказывается на свободе. Однако, 18 октября Кукуняна вновь задерживают в Баку за революционную деятельность. Суд над ним проходит в Елизаветполе (ныне Гянджа) 7 ноября 1911 года. Его ведет Тифлисская судебная палата, которая приговаривает Кукуняна к 15 годам каторги. 4 февраля 1912 года Армянская революционная федерация Дашнакцутюн (или Дашнакская партия), активным членом которой он был, организует побег Кукуняна из Елизаветпольской тюрьмы, однако всего через 17 дней после побега Саргиса снова арестовывают — на этот раз в селе Норадуз Новобаязетского уезда, и 25 апреля того же года революционер вновь оказывается в Елизаветпольской тюрьме, а 9 марта 1913 года опять предстает перед судом Тифлисской судебной палаты. Побег из тюрьмы уже ни на что не влияет, поскольку Кукуняну и так вынесен максимально возможный срок заключения. Революционера в кандалах конвоируют в Орловскую каторжную тюрьму, где с и без того подорванным здоровьем, не перенеся новых страданий, он умирает 26 ноября 1913 года.

Саргис Кукунян, славный удинский сын армянского народа стал воодушевляющим примером для армянской молодежи, настроенной на борьбу во имя освобождения Родины. Он снискал народную любовь, о нем написано множество стихов, песен, сложено немало легенд.

На этом фоне жалкими выглядят потуги азербайджанского агитпропа представить удинов а качестве музейного  экспоната – декоративную витрину для демонстрации своего, якобы, трепетного отношения к христианам. Горько, конечно, для армянина, когда он смотрит ролики из Ниджа, снятые азербайджанскими супостатами, с пренебрежением и слащавой радостью рассказывающие об их процветании и достойной жизни в современном Азербайджане. И вдвойне горько, что Нидж – родина Саргиса Кукуняна… Грустно, когда смотришь на древний храм, стены которого тщательно очищены от армянских надписей, храм, в котором крестили Кукуняна, храм, куда каждое воскресенье он ходил на мессу с ранних лет… Теперь в этот храм ходят в ранге хозяев азербайджанские чиновники и журналисты, глядя с высока на его истинных хозяев. Грустно, когда видишь, как эти безбожники превращают христианское таинство в пропагандистский перформанс…

Один мой армянский друг как-то сказал мне, когда мы беседовали об удинах: «В университете в нашей группе была удинка. Она была такой же, как и другие наши девушки, ничем от них не отличалась и вышла замуж за одного из наших парней. Сейчас мы счастливы, что азербайджанцы хотя бы из-за своих интересов не трогают удин. Кем бы их там не считали, главное, что они остались живы.  Хотя конкретно мою однокурсницу и многих других азербайджанцы убили в лихолетье 90-х. Многие попали тогда под нож нелюдей…»

Игорь Ахметов

Источник: https://volnacaspiya.com/2021/01/24/%d1%83%d0%b4%d0%b8%d0%bd-%d1%81%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%b8%d1%81-%d0%ba%d1%83%d0%ba%d1%83%d0%bd%d1%8f%d0%bd-%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b8%d1%81%d1%8f%d0%bd-%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b9/

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022
Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

Талышское население Азербайджана наконец-то проснулось, выходя на протестные акции по всей стране.

Талыши не хотят погибать на войне против Армении: протесты в Азербайджане

17.09.2022

‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

11.10.2020
‘We don’t even know where Azerbaijan is’: The Syrian mercenaries driven by poverty to die in a distant war

Hundreds of Syrians are said to be fighting in the conflict between Armenia and Azerbaijan, driven there by the need to earn money, report Bel Trew and Rajaai Bourhan

SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

21.09.2020
SOS! ГОТОВИТСЯ УБИЙСТВО ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА  В ГОБУСТАНСКОЙ ТЮРЬМЕ!

ГОТОВИТСЯ УСТРАНЕНИЕ ЛИДЕРА ТАЛЫШСКОГО НАРОДА ФАХРАДДИНА АБОСЗОДА!

Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

16.09.2020
Новые иностранные захватчики, угрожающие арабскому миру, - это не персы и не русские, а турки

Есть и другие иностранные игроки, которые пытаются объявить Турцию новым преступником Восточного Средиземноморья.

Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

15.07.2020
Talishistan Times призван поднять вопрос коренных народов Азербайджанской Республики

Портал Talishistan Times – открытый форум для всех угнетенных народов Азербайджана.

Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

06.07.2020
Amnesty International: «Азербайджан должен освободить талышских активистов»

Международная правозащитная организация «Amnesty International» выступила с официальным заявлением, в котором потребовала от азербайджанских властей незамедлительно освободить талышского ученого Фахраддина Аббасова (Абосзода) и блогера талышского происхождения Эльвина Исаева.

Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа, Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

25.06.2020
Об исторических и этнокультурных связях Ирана и Восточного Кавказа,                                                          Интервью с известным востоковедом, доктором филологических наук, профессором Гарником Асатряном

Иранское влияние было велико в Дагестане почти во все времена. Восприятие этой страны на Кавказе, в том числе в Дагестане, всегда было позитивным.

Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

24.06.2020
Проживающий в США азербайджанский ученый призывает вырезать все нацменьшинства в Азербайджане и готовиться к «смертельной войне с армянами»

«Все русские и армяне должны быть изгнаны из Азербайджана. 259 тысяч русских надо гнать как собак, а оставшихся 30 тысяч армян всех до единого необходимо уничтожить, ибо все они фашисты.